4 апр. 2019 г.

Эссе обо мне: про знаки, азарт, бег и гордость

<Это эссе я написала в качестве тестового задания. И да, оно принесло мне предложение о работе :)>

Если бы кто-то предсказал мне еще в школе, что я стану писателем - в широком смысле: буду зарабатывать, складывая слова в предложения, - сильно бы удивилась. Я была типичной круглой отличницей, которой каждый учитель обещал светлое будущее в близком ему предмете.

Впрочем, какой-нибудь поклонник эзотерики обязательно бы нашел в моей личной и профессиональной жизни «знаки», которые вели меня к этой профессии. Знаков было много: победы на олимпиадах по русскому языку, стихотворчество, предложение от преподавателя местного вуза поступать на филологический факультет, написанные в институте на уроках английского языка эссе, которые бурно обсуждали однокурсники... Вот только в знаки я особо не верю.

Итак, у меня высшее экономическое образование: я специалист по внешнеэкономической деятельности со знанием двух иностранных языков (английский, немецкий). После окончания вуза я работала в розничной торговле: администратором в супермаркете, специалистом по закупкам крупной сети бытовой химии.

Какими судьбами в копирайтинге? Так сложилось.

«Сидеть» в декрете со вторым ребенком было скучно. С первым было страшно и совсем не скучно, но с опытом страх проходит, появляются навыки, а с ними - рутина. Ради развлечения я стала писать отзывы о прочитанных книгах на один крупный сайт для родителей. Читаю я много, взахлеб и очень разнообразно.

Первый же отзыв принес мне победу в конкурсе читательских публикаций. Затем и конкурсов, публикаций, и побед было много. Вслед за любопытством пришел спортивный азарт: я анализировала свои и чужие тексты, вылавливала зацепки, которые помогали победить, вызвать интерес и похвалу читателей. Уже тогда я не просто писала - я искала точки контакта с моими «судьями».

После очередной победы в конкурсе, которая принесла мне серьезный денежный приз, муж пошутил, что пора текстами зарабатывать. Почему бы нет? Ведь я все равно втянулась, писала охотно, с удовольствием.

Началось все с рерайта. Ужас! Я быстро поняла, что переписывать чужие мысли при наличии своих, да еще за копейки, грустно. Удовлетворения от работы - ноль. Творчества - ноль. Денег - почти ноль. С бирж я тоже быстро ушла: меня возмутил демпинг копирайтеров, готовых отдавать свои таланты почти даром. Да и заказы там были совсем не интересные.

Я откликалась на вакансии и вскоре обзавелась первыми заказчиками. Кроме того, я отправляла письма редакторам сайтов, на которых стремилась публиковаться. В течение первого года работы я «вышла» на доход, который был у меня на прежней, «до-декретной» работе. Младший сын часто болел - и мы с мужем решили, что я продолжу работать копирайтером.

Если вспоминать профессиональные «вехи» - их две. Первая: начало публикаций в федеральном глянце. Я мечтала писать для женских журналов, каждый день предлагала темы редакторам - и меня заметили сначала в одном, а затем и во многих других. Сейчас «глянцевых» публикаций в моем портфолио много. Я ими действительно горжусь. Не стоит недооценивать глянец: исследовательской работы там немало, плюс требуются навыки и способности, чтобы подать материал живо, ярко, «по-журнальному».

Вторая веха: старт в коммерческих текстах. Ими я занимаюсь относительно недолго, и это интересный формат. Настоящий вызов для меня - соблюсти баланс между информативностью, полезностью текста - и его «продающим» компонентом. Не продать с помощью текста - а помочь читателю купить.

Вообще я люблю разные задачи, разные стили, разные форматы текстов. С удовольствием пишу информационные статьи, тексты в блоги и многое другое. Я из тех авторов, которые готовы и умеют «копать». А когда накопаю много важного и ценного, подаю это структурированно и нескучно.

Что я люблю в своей профессии?
  • Каждый день предлагает мне что-то новое: новую тему, новую задачу, нового эксперта. Я не успеваю скучать. А еще копирайтинг заставляет работать головой - это вообще полезно, Альцгеймер мне, надеюсь, не грозит.
  • Я верю, что приношу пользу людям, - ведь они читают тексты, которые помогают им решить свои проблемы, отвечают на их вопросы или даже просто развлекают.
  • Профессия гибкая: я сама решаю, как именно работать над текстами, что, когда и в какой последовательности делать. 
  • Люблю похвалу редакторов, лайки, репосты, доброжелательные комментарии читателей.
Еще мне нравится, что копирайтинг открывает мне меня: я с удивлением обнаруживаю у себя то талант к каламбурам, то аналитические способности, то живой интерес к людям (при том, что я интроверт :), то способность к недюжинной самоорганизации, то любовь к экспериментам.

Почему моя профессия не каждый день праздник:
  • Информационный шум в голове очень трудно «выключить» на ночь.
  • В копирайтинге, как сформулировал Л.Кэрролл, «…недостаточно просто бежать. Чтобы куда-то добраться, нужно бежать еще быстрее». Постоянно появляются новые идеи, новые способы добиться целей. Знания, в которых нуждается копирайтер, бесконечны. Это дезориентирует. Я стараюсь ловить поток: подписана на несколько профессиональных рассылок, читаю книги и статьи о копирайтинге, учусь у коллег.
  • Правки иногда принимать нелегко. Если кто-то вам говорит, что любит правки - не верьте. Это нездоровый мазохизм, а перед вами ведь нормальный человек? Но я знаю, что правки помогают сделать текст лучше, - и это главное.
Что осталось рассказать обо мне? Есть несколько вещей, которыми я горжусь:
  • Горжусь своими двумя сыновьями, они каждый день удивляют меня и превосходят ожидания (которых я стараюсь не иметь);
  • Горжусь своим мужем и нашим 12-летним браком;
  • Горжусь тем, что практически самостоятельно выучила английский язык - свободно говорю, читаю, пишу, перевожу, смотрю кино в оригинале и т.п. (сейчас привожу на этот же уровень немецкий язык);
  • Горжусь тем, что смогла создать с нуля, настроить, оптимизировать свой хобби-сайт о вокале (в процессе частично освоила wordpress, html, seo). Да, я люблю и умею петь, играю на фортепьяно и синтезаторе.
  • Горжусь своей спортивной формой - это при «корпулентных»-то родственниках! Люблю танцы, стретчинг и фитнес-эксперименты в разумных пределах.
  • Горжусь даже тем, что в год читаю от 15 до 20 книг...
...и верю, что поводов для гордости собой еще будет много.

Комментариев нет:

Отправить комментарий