17 сент. 2016 г.

Школа юного журналиста 21 века (отзыв об обучении на Универсариуме)

Юным журналистом меня назовешь едва ли. Впрочем, если учесть мой пока скромный стаж в журналистике и написании статей, то с натяжкой могу называться и "юной". Именно поэтому меня заинтересовал курс "Школа юного журналиста 21 века", проходивший летом 2016 года на Универсариуме.

Обучение заняло 6 недель, знания проверяли с помощью тестов с вариантами ответов. Преподаватели были именитые. О чем, собственно шла речь?

Арина Шарапова - известная телеведущая - знакомила слушателей с основами и исходными принципами журналистики. Она объясняла, чем журналисты отличаются от блогеров (очевидная разница) или публицистов (по-моему, отличие в современных условиях сильно преувеличено, так как границы размываются). Дополняли лекции со своих "колоколен" редактор Общественного телевидения Дарья Терновская и преподаватель на факультете журналистики в МГУ им. М.В. Ломоносова Светлана Сергеевна Распопова. Модуль показался мне уж очень "вводным" - было много воды, глубокомысленных и высокопарных фраз, и даже темп речи преподавателей (особенно Арины Шараповой) показался мне слишком медленным.

Второй модуль был тоже теоретическим: он был посвящен современному человеку в мире расширения коммуникаций. Доктор филологических наук, профессор Национального исследовательского университета ВШЭ и т.д. и т.п. Иосиф Михайлович Дзялошинский рассказывал о том, что такое медиапространство, и как им управлять (а это возможно?). Было познавательно и даже любопытно (ну чем я не "юная" журналистка?) послушать про проблемы медиапространства (спойлерить не буду), медиазависимость и способы защиты от медиаугроз. Но гораздо больше, чем "начинка" модуля, мне понравился преподаватель. Иосиф Михайлович потрясающе живо и иронично говорил - в отличие от остальных лекторов, он не читал "по бумажке" и даже не подглядывал. Он рассказывал, делился, предлагал обсудить. Я "проглотила" весь модуль за один день благодаря обаянию преподавателя.

В третьем модуле Иосиф Михайлович Дзялошинский рассказывал о парадоксах медиапространства, об обратной стороне профессии журналиста, о типах медиаличностей. Преподаватель предложил обдумать 10 смертных грехов журналистов, в которых их обвиняют исследователи и рядовые обыватели.

Дальше мы ближе подошли к практике - четвертый модуль был посвящен мастерству журналистики. О профориентации будущих журналистов, о необходимых им качествах рассказывала писатель, прозаик, драматург, публицист, ведущий радиопередач и т.д. Елена Вячеславовна Черникова. Она делилась опытом и советами о том, какие навыки нужны журналисту, о чем он может писать, и как собирать информацию. Лекция представляла собой, скорее, очень красивое и живое эссе (подготовленное, вероятно, Еленой Вячеславовной), прочитанное на камеру, но именно из-за "готовности", оформленности звучащего из уст преподавателя текста, лекции воспринимались тяжеловато, вопреки всем законам логики - скучновато.

Российская журналистка, теле- и радиоведущая Наталья Борисовна Метлина рассказывала в пятом модуле о жанрах журналистики. Были также лекции от Светланы Сергеевны Распоповой (они мне очень понравились - тоже преподаватель "старой школы", которая умеет "зацепить" учеников) и Дарьи Терновской. О чем только не шла речь!Жанры, темы и идеи текстов, образы, заголовки, тексты письменные и телевизионные, искусство написания текстов... Безусловно, об этом не расскажешь за 2-3 часа, и уж точно этому не научишься, просто слушая лекции. Так что можно сказать, что материал был ознакомительно-пугательный ("вот так вот это сложно, ты уверен, что это твое?").

Модуль  шестой был посвящен инструментарию современного журналиста, и можно утверждать, что он был одним из самых прикладных и конкретных. Правда, возникал вопрос: а не рановато ли учить школьников - которые только планируют поступать на журфак - как правильно одеваться телевизионному ведущему (какой процент действительно поступит? какой - доучится? какой - пойдет работать "по специальности"? какой - попадет на тв? какой, наконец, - станет телеведущим? вопросы, вопросы...). Лекции ведущего стилиста НТВ и Первого канала, официального визажиста Guerlain в России Натальи Станевич были очень живыми и интересными, да и просто любопытно было взглянуть на человека, который "одевает и красит" (опосредованно, конечно, через подчиненных) всех знаменитостей-журналистов. Во второй части модуля журналист-практик (блог best-app.ru которой я, кстати, регулярно читаю) Гулим Рахымовна Амирханова рассказала о журналистике в эпоху мультимедиа: как те развивались, как вливались в журналистику, какие сервисы по созданию мультимедийных материалов полезны журналисту.
Спойлер - авось вам пригодится:
- Picassa, Flickr - фотосервисы
– Soundslides, Wowslider - слайд-шоу с добавлением аудио и всплывающим текстом
- Dermandar, 360 Panorama – панорамные фото на 360 градусов
- Scribd – сервис для работы с документами
- Thinglink - сервис позволяет разместить на фото активные ссылки на видео, сайт, соцсети
- Createcollage.ru – приложение для создания фотоколлажей
- demotivator.ru - демотиваторы, фотожабы
- Phoster – мобильное приложение для создания постеров, баннеров
- Skitch – используется для текстовых и графических пометок на фото
- Piktochart – используется для статичной и анимированной инфографики
- SurveyMonkey - опросы, голосования
- Scribblelive, Storify - сервисы для сбора информации из разных источников в одной ленте на вашем сайте
Последняя часть модуля рассказывала о пользе и способах визуализации мышления (речь шла о горячо любимых мной ментальных картах и сервисах, которые помогают их составлять). Известный маркетолог, эксперт учебного центра BTL`STUDY и Russian Startup Rating, преподаватель маркетинговых дисциплин программ MBA в РЭУ им. Г.В. Плеханова и т.д. и т.п Максим Юрьевич Гирин настолько живо и увлекательно (я бы даже сказала, душевно) давал материал, что спустя пару минут я перестала обращать внимание на довольно заметный дефект речи. Максим Юрьевич поделился также своими идеями по использованию ментальных карт в процессе сбора, анализа информации и даже написания текста.

Тесты я выполняла сносно хорошо. Мой перфекционизм сейчас просто вопит: подстава! Некоторые вопросы звучали неоднозначно, и ответы подразумевали неоднозначные... Но это мое личное мнение. Несмотря на ошибки, в итоге я заняла 50-е место из 5739 участников курса, т.е. вошла в 1% лучших на курсе. Горжусь!


Насколько обучение было полезным? Судить сложно. Пожалуй, оно полезно для поддержания интереса и любви к профессии, оно действительно полезно с точки зрения профориентации школьников (почему нам в школе не объясняли так понятно и доступно азы профессии?!). Но для практикующего журналиста (пусть "условно-юного", вроде меня), курс бесполезен: он не дает дополнительных навыков или принципиально-новых знаний и подходов (исключение - лекция про мультимедиа, беру на карандаш).

Несколько мыслей/идей, высказанных преподавателями, меня зацепили, заставили задуматься. Вот они:
1) "Законы коммуникации выше человеческих" (=общение появилось задолго до того, как люди придумали правила для него).
2) "Посредников при коммуникациях много, а внутренние потребности людей не всегда известны, поэтому не всегда (!) до адресата доходит - по разным причинам - то, что хотел сообщить журналист" (=не расстраивайтесь слишком сильно, если ваша статья не пришлась по вкусу читателям, на всех не угодишь, а кто-то недопонял).
3) "Мы, журналисты, - часть медиапространства, и разрушая его своим безответственным отношением к достоверной информации, своими плохими текстами, - мы наносим вред самим себе"  (без комментариев).
4) "Журналистика - это такая деятельность, где ты каждый день доказываешь, что ты имеешь право быть в этой профессии" (пугает, правда? или это я такая пугливая :)?)

Пара упражнений для "прокачки" журналистских навыков:
* "Давайте миру имена"
Куда бы вы ни отправились, старайтесь быстро и метко дать имя-характеристику любому человеку или предмету, который встретится вам на пути. Сложность - "имя" должно состоять из 1 слова.
* "Информационная диета"
Устройте встречу с самим собой, откажитесь от любых (любых!) средств коммуникации хотя бы на день (лучше - неделю) и оценить степень своей зависимости от мирового информационного потока.

В общем, думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь записываться или не записываться на курс!

#авторЕленаТимофеева #Универсариум #Журналистика 

Комментариев нет:

Отправить комментарий