22 июн. 2016 г.

"Лексикология русского языка" (отзыв о курсе на "Универсариуме")

Целых два месяца я проходила обучение на курсе "Лексикология русского языка" от Универсариума. Почему решила учиться? Потому что в моем "журналистском" ремесле много знаний о главном рабочем "инструменте" - русском языке - не бывает. Я уже проходила обучение, посвященное Сложным аспектам русского языка (на том же Универсариуме). Проводил их Тульский педагогический университет (как и на этот раз), так что, увидев анонс курса по лексикологии, я не сомневалась.

О чем, собственно, лексикология? О словах и их сочетаниях, о словесной системе. В видеолекциях нам рассказывали о том, что такое лексическое значение, компонентный анализ, семантика, о грамотном использовании словарей, как классифицируется лексика. Мы познакомились с социальной и стилевой дифференциацией лексики (иначе говоря, как отличаются стили языка друг от друга и когда-как употребляются), понятиями диалектизмов, жаргонизмов, арго, историзмов и устаревших слов (а вы знаете разницу между ними? :), неологизмов.

Еще мы получили представление (едва ли бы успели что-то большее) о генеалогической классификации русской лексики (какие слова - откуда пришли). [Мне-то, честно говоря, хватало знаний об исконно русских и заимствованных словах, но оказывается, классификация гораздо глубже]. Узнали мы и разницу между заимствованием, русификацией, калькированием и транслитерацией. Один из модулей был посвящен фразеологическим единицам, их грамматике, функционированию и классификациям.

В течение 6 модулей занятия вели три преподавателя - Григорий Валерьевич Токарев (очень позитивный и полный энтузиазма), Татьяна Михайловна Кононова (безумно обаятельная, живая и остроумно-ироничная) и Татьяна Владимировна Сафонова (приятный преподаватель, но материал подавала скучновато).

Домашние задания были приличного размера (часа два каждую неделю уходило), тесты - непростыми (горжусь тем, что результаты были отличные, не ниже 85% правильных ответов, хотя филологического образования у меня нет).

Признаюсь, прогуляла один модуль. В тот период была очень высока рабочая нагрузка, и я даже не заходила на Универсариум. Тем обиднее было, что все тесты закрыли, и оценки по ним по умолчанию обнулили. Так что я могла бы набрать более высокий итоговый балл, но не вышло...

Было ли полезным обучение? Уверена, что да:

- я узнала больше о родном языке и аспектах (пусть даже теоретических) его использования;
- подтвердила высокий уровень владения русским языком (прежде всего, самой себе, но надеюсь, и потенциальным работодателям);
- заставила голову поработать больше и разнообразнее обычного;
- наконец, задумалась о нескольких мыслях, озвученных в процессе обучения, например...

... "Любая оценка слова имеет двойственную природу. С одной стороны, она объективна, поскольку объективирует культурные установки и стереотипы, которые сложились в обществе, с другой – субъективна, поскольку вместе с социальными стереотипами отражает ценностную шкалу данного индивида" (Тем самым, мой выбор слов отражает мои культурные установки, но и характеризует меня саму как человека)

... "В любом языке преобладают слова с отрицательной оценкой, поскольку хорошее считается нормой" (Никогда об этом не задумывалась, право, и - поразилась. Мы действительно такие критиканы и воспринимаем хорошее "по умолчанию"?)

... "При выборе лексики важно всегда различать литературный язык и язык художественной литературы" (Далеко не всегда лексика, встреченная в произведениях даже классиков, подходит для повседневной речи или публицистических статей).

... "МакаронИческая речь - речь, в которой слишком много заимствований; механический перенос иноязычного слова в русскую речь" (Она используется для создания юмористического эффекта. Правило для любого разумного автора текстов - избегать злоупотреблений).

Комментариев нет:

Отправить комментарий