13 мая 2016 г.

Курс "Точилка для ума" (от Универсариума)

В марте-апреле 2016г. я прошла обучение на условно-бесплатном курсе Универсариума "Точилка для ума", посвященном теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Условно-бесплатным курс был потому, что последние 2 лекции были платными, но мне, в общем-то, бесплатного варианта хватило, чтобы шапочно познакомиться с ТРИЗ, о которой я много чего разного слышала, и которой, честно говоря, малость побаивалась.

Курс вел Анатолий Александрович Гин, один из авторов книги "Теория решения изобретательских задач: учебное пособие I уровня", 2012 (Гин А. А., Кудрявцев А. В., Бубенцов В. Ю., Серединский А.) - и многих других книг и семинаров-тренингов.

Обучающий курс представлял собой видеозапись семинара, проводимого Анатолием Гином для нескольких специалистов, так или иначе вынужденных по роду деятельности решать нестандартные задачи. Уж извините, конкретный профиль и имена участников семинара я и не запоминала, и не записывала, но контингент подобрался солидный, умный и весьма сообразительный. К решению задач они подошли с энтузиазмом и бес опаски, так что многое щелкали, как орешки.
Как Гин вел тренинг, мне очень понравилось. Обаятельный человек, очень похожий на Александра Розенбаума (о чем, я уверена, ему не раз говорили), он приводил живые примеры, шутил, общался с участниками семинара. О таких преподавателях мечтает любой студент вуза (в основном, мечты напрасные :)), и к такому преподавателю я бы без сомнений пошла на платный тренинг, если бы сочла, что те или иные знания, которые он может дать, мне действительно необходимы. Так уж сложилось, что я раза 3-4 посещала платные обучающие мероприятия, и главное, что из них вынесла, следующее: платить стоит, только если знания ну очень нужны, и именно те, которые предлагает программа обучения.

Простите, слегка отклонилась от темы.
Что понравилось в обучающем курсе, кроме тренера? :) Безусловно, большое количество задач. Каждая была интересная, и каждая - "из жизни", так что ощущение, что решение у тебя появилось, отлично мотивирует и повышает самооценку. А решения-то появлялись! Сама от себя не ожидала, что способна что-то "изобретать", но автор давал такую понятную методику, что, следуя ей, решения "находились" почти сами. Первые два модуля я честно ставила уроки на паузу и пыталась решать задачи самостоятельно до того, как узнаю ответы (прикрепляю фото моих набросков). Затем так сложилось, что стало не хватать времени и-или сил, так что давала себе пару секунд на раздумья о том, в каком направлении решать и - даже если направление не "находилось" - смотрела дальше.
Можно и дальше рекламировать этот учебный курс (рекомендую всем!). Но лучше я приведу несколько советов-утверждений, которые конспектировала во время занятий. Эти советы помогали и мне, и участникам семинара решать изобретательские задачи, и, возможно, они помогут и вам - не только что-либо "изобретать", но и решать ваши личные или профессиональные "нерешаемые" задачи.
Элементы-постулаты ТРИЗ:

1) Готовые решения, первыми приходящие на ум, не всегда правильные, а знакомые и заученные в школах-институтах формулы не всегда работают.
2) Решая задачу или проблему, "пощупайте стену руками!" - то есть постарайтесь подключить все органы чувств (представить проблему зрительно, услышать, понюхать, потрогать).
3) Слова иногда навязывают инерцию их понимания (например, многие люди считают, что ледокол раскалывает лед и таким образом продвигается вперед, что не так: он продавливает лед собственной тяжестью). Прежде чем приступать к решению задачи или проблемы, убедитесь что у вас нет "инерции понимания", что вы понимаете проблему правильно.
4) Приступая к решению задачи, придумайте ИКР - идеальный конечный результат, т.е. ситуацию, при которой проблема сама порождает решение или решается сама собой.
5) Если задачу или проблему не удалось решить "прямолинейно", можно взять для решения какой-то смежный предмет.
6) Правильная постановка решения и четкое понимание ИКР - полдела в решении любой задачи ли проблемы.
7) Кто или что нам мешает решать задачу (проблему), то и помогает (нужно лишь создать соответствующие условия).
8) При решении задачи можно использовать МАТХЭМ (рассмотрение задачи-проблемы с позиции Механики, Акустики, Температуры, Химии, Электричества, Магнетизма).
9) Всегда задавайте вопросы по задаче, уточняйте то, что не понимаете или не знаете!
10) При решении задачи важно понять "надсистему" - все возможные взаимосвязи объекта изучения.
11) В решении нестандартных задач незаменима фантазия.
12) Вас не должны пугать противоречия - они не только неизбежны, но и часто в них заложен источник решения проблем.

#автору #Универсариум #ТочилкаДляУма

Комментариев нет:

Отправить комментарий