4 мар. 2019 г.

Бриджид Шульте "Мне некогда! В поисках свободного времени в эпоху всеобщего цейтнота" (отзыв о книге)

Однажды обычная мама-фрилансер решила воспользоваться служебным положением и задала известному ученому-хронометристу наболевший вопрос: почему у меня нет свободного времени? Он изучил её дневники и расписание, после чего выдал: у вас, милочка, 3-4 часа свободного времени в сутки, просто вы его не замечаете. Ответ настолько не соответствовал реальности, что возмущенная журналистка решила копнуть глубже. Так появилась идея этой книги.

Шульте разобралась, почему современные женщины до неприличия заняты и не успевают почувствовать вкус жизни. Не показывая пальцем, а лишь приводя аргументы, предложила ответы и решения (а вот не напишу - прочтите сами!).

Книга написана в лучших исследовательских традициях. Никакого бла-бла, только хардкор: результаты исследований, выжимки из интервью, общедоступная статистика.

Приведу лишь мысли, которые показались мне точными и/или полезными.

  • В современном мире вообще-то модно быть сверхзанятым. Кажущееся ничего нежелание (=безделье) осуждаются.
  • Многие из нас имитируют жизнь, заполняя расписание под завязку. Более того, эти многие, вероятно, счастливы. Остальные же  чувствуют, что теряют себя, утрачивают контроль не только над своим временем, но и своими мыслями, забывают о целях и ценностях в постоянной гонке внутри тренажёра для белки.
  • Далеко не всегда те, кто чувствует нехватку времени, сами виноваты. Наше общество ставит настолько высокую планку достижений, что её нереально перепрыгнуть.
  • Женщины гораздо чаще испытывают нехватку времени на себя или на отдых, чем мужчины. И для этого есть объективные причины.
  • Даже получая в свое распоряжение свободное время, мы не знаем как им распорядиться наилучшим образом, более того - испытываем чувство вины.
  • А правильно потраченное свободное время = то, которое потрачено на любовь (в том числе отношения в семье) и игру (в буквальном смысле - некую спонтанную активность, которая не нуждается в объяснениях/оправданиях и действительно радует).

Это всё было про Бриджид Шульте. Теперь про меня. Я дала книге шанс = 50 страниц. Решила не читать, но вернулась и опять дала шанс = ещё 50 страниц. Так и не понимая почему, дочитала до конца. Это книга-загадка для меня...

Почему хотела бросить? В ней нет привычной нам американо-популистской логики: проблема - решение - упражнение для самоанализа и отработки навыков. Нет поэтапности. Нет прямых ответов. И - вы не поверите - нет советов! (спойлер: советы есть, но они изложены на 10-15 страницах в Приложении к книге).

Почему не смогла бросить? Я словно беседовала с подругой, которая со мной "на одной волне". Словно читала про себя. Словно задавала свои вопросы - и получала на них ответы. Словно жаловалась на свои сложности - и получала понимающий кивок в ответ, а не недоумение или неодобрение...

Нашла ли я ответы? Да.
Буду ли применять решения? Возможно, ведь их применение будет зависеть не только от меня.
Ну, я как минимум, ощутила, что
1) я не одна такая,
2) я не нытик (потому что см. пункт 1).

Мораль
Принято считать, что публицистика = способ стать лучше, а художественная проза = недорогая психотерапия. Но бывает и так, что книга-исследование становится подругой. Она тебя выслушает, буквально заканчивая за тобой мысли и помогая подобрать слова. Покивает в знак подтверждения, что проблема есть, ты её не выдумала. Не осудит. Она ведь памятник книга!

Комментариев нет:

Отправить комментарий